Так сложилось, что по ряду разных причин Дима не ходит в детский сад. От слова "совсем")). Но в школу вроде как собираемся)). И вот чем она ближе, тем чаще у меня возникают разные мысли и вопросы.
Очень многому Дима научился сам в ходе наших игр (например, по журналу "Моя мама - Василиса") или общения. Например, научился сам считать, выучил буквы, сейчас пытается читать, пишет печатными буквами и т.д. Уверена, что к 7 годам (а сейчас ему почти 5) он научится еще очень многому. И тут у меня возникает вопрос - а что должен знать и уметь ребенок к первому классу? Какие существуют критерии для оценки готовности дошкольника к школе?
Недавно мне предложили протестировать новую серию тетрадей KUMON от издательства "МИФ" - "Готовимся к школе". В анонсе говорится, что японская методика Kumon позволяет освоить практически
все ключевые навыки. О результатах я расскажу после тестирования, а сейчас как раз и хочу привести список этих самых навыков. Вдруг и вам пригодится).
1. Общий кругозор. Ребенок должен знать, как его зовут, где он живет. Обладать информацией об окружающем мире: о растениях, животных, профессиях, видах спорта, закономерностях природных явлений, быте людей. Одним словом, он должен ориентироваться в реальности.
Тут всё понятно. Эти знания как можно почерпнуть во время игр и общения.
2. Мышление. У ребенка должны быть развиты разные виды мышления. Что это значит? Он должен уметь выполнять задания на:
- Определение четвертого лишнего.
- Классификацию и обобщение.
- Сходство/различие.
- Сложение фигур из частей.
- Сложение из счетных палочек.
- Постройки из кубиков по чертежу, счет использованных кубиков.
- Уметь решать логические задачи.
Задания на развитие мышления можно найти в различных пособиях и закрепить играми. В тетрадях Kumon, например, есть любимые Димкой лабиринты. Они помогают развить логическое и пространственное мышление.
3. Внимание. Первоклассник должен уметь сосредотачиваться, быстро переключаться с одного занятия на другое, уметь распределять внимание.
Чтобы ребенок овладел этими навыками, с ним нужно заниматься регулярно, занятия не должны быть длинными (не больше 20 минут в день) и однообразными. Занятия должны быть выстроены по определенной системе: лучше всего «от простого к сложному» (задания усложняются понемногу от занятия к занятию).
Я как раз задумывалась над этим вопросом. Мы с Димкой решили играть в школу.
4. Память. К первому классу ребенок должен:
- повторять 10 слов или цифр;
- запоминать картинки, фигуры, символы (до 10 шт.);
- пересказывать тексты.
Память можно развить и в играх и выполняя задания из развивающих книг. Хотя можно воспользоваться и обычными иллюстрациями из книг).
5. Речь. Это не только артикуляция и произношение. Ребенок должен уметь:
- отвечать на вопросы и задавать их;
- строить рассказы по картинкам;
- сочинять сказки;
- составлять предложения;
- заучивать наизусть стихи,прозу.
Книги наше всё))
6. Моторика. Конечно, рука у детей должна быть подготовлена к письму, и тут не обойтись без развитой мелкой моторики. Поэтому ребенка стоит научить:
- правильно держать ручку, карандаш, кисточку;
- чертить прямую линию;
- писать печатную букву по образцу;
- вырезать из бумаги;
- аккуратно клеить;
- рисовать как отдельные образцы, так и сюжетные картинки;
- лепить как отдельные образы, так и целые композиции; изготавливать аппликации.
Меня особенно привлекает тетрадь Kumon "Учимся вырезать", в которой ребенок тренируется работать с ножницами - вырезать мелкие фигуры для аппликаций, разрезать страницы тетради по разным линиям (прямым, волнистым, круговым).
7. Математические знания. Конечно, первоклассник должен обладать начальными математическими навыками:
- знать цифры (от 0 до 9);
- называть числа в прямом и обратном порядке;
- решать элементарные задачи на сложение и вычитание;
- соотносить цифру и число предметов;
- ориентироваться на листе бумаги в клетку (графический диктант).
С последним у нас пока никак. Надо восполнять пробел. И писать цифры не всегда удается верно.
Я бы, конечно, добавила к этому списку еще и развитое воображение, но мы же говорим об общепринятом. А у нас, почему-то. творчество и развитие фантазии оставляют за бортом, считая их всего лишь дополнением. Хотя по мне - это основополагающее. Ну да это другой разговор уже)).
------------------------------------------
Можно сделать к 1 сентября карандашницу или органайзер из подручных материалов
1. Общий кругозор. Ребенок должен знать, как его зовут, где он живет. Обладать информацией об окружающем мире: о растениях, животных, профессиях, видах спорта, закономерностях природных явлений, быте людей. Одним словом, он должен ориентироваться в реальности.
Тут всё понятно. Эти знания как можно почерпнуть во время игр и общения.
- Определение четвертого лишнего.
- Классификацию и обобщение.
- Сходство/различие.
- Сложение фигур из частей.
- Сложение из счетных палочек.
- Постройки из кубиков по чертежу, счет использованных кубиков.
- Уметь решать логические задачи.
Задания на развитие мышления можно найти в различных пособиях и закрепить играми. В тетрадях Kumon, например, есть любимые Димкой лабиринты. Они помогают развить логическое и пространственное мышление.
3. Внимание. Первоклассник должен уметь сосредотачиваться, быстро переключаться с одного занятия на другое, уметь распределять внимание.
Чтобы ребенок овладел этими навыками, с ним нужно заниматься регулярно, занятия не должны быть длинными (не больше 20 минут в день) и однообразными. Занятия должны быть выстроены по определенной системе: лучше всего «от простого к сложному» (задания усложняются понемногу от занятия к занятию).
Я как раз задумывалась над этим вопросом. Мы с Димкой решили играть в школу.
4. Память. К первому классу ребенок должен:
- повторять 10 слов или цифр;
- запоминать картинки, фигуры, символы (до 10 шт.);
- пересказывать тексты.
Память можно развить и в играх и выполняя задания из развивающих книг. Хотя можно воспользоваться и обычными иллюстрациями из книг).
5. Речь. Это не только артикуляция и произношение. Ребенок должен уметь:
- отвечать на вопросы и задавать их;
- строить рассказы по картинкам;
- сочинять сказки;
- составлять предложения;
- заучивать наизусть стихи,прозу.
Книги наше всё))
6. Моторика. Конечно, рука у детей должна быть подготовлена к письму, и тут не обойтись без развитой мелкой моторики. Поэтому ребенка стоит научить:
- правильно держать ручку, карандаш, кисточку;
- чертить прямую линию;
- писать печатную букву по образцу;
- вырезать из бумаги;
- аккуратно клеить;
- рисовать как отдельные образцы, так и сюжетные картинки;
- лепить как отдельные образы, так и целые композиции; изготавливать аппликации.
Меня особенно привлекает тетрадь Kumon "Учимся вырезать", в которой ребенок тренируется работать с ножницами - вырезать мелкие фигуры для аппликаций, разрезать страницы тетради по разным линиям (прямым, волнистым, круговым).
7. Математические знания. Конечно, первоклассник должен обладать начальными математическими навыками:
- знать цифры (от 0 до 9);
- называть числа в прямом и обратном порядке;
- решать элементарные задачи на сложение и вычитание;
- соотносить цифру и число предметов;
- ориентироваться на листе бумаги в клетку (графический диктант).
С последним у нас пока никак. Надо восполнять пробел. И писать цифры не всегда удается верно.
Я бы, конечно, добавила к этому списку еще и развитое воображение, но мы же говорим об общепринятом. А у нас, почему-то. творчество и развитие фантазии оставляют за бортом, считая их всего лишь дополнением. Хотя по мне - это основополагающее. Ну да это другой разговор уже)).
------------------------------------------
Можно сделать к 1 сентября карандашницу или органайзер из подручных материалов
Женя, графические диктанты очень интересные есть в блоге у Натальи Чистоклетовой. http://nataliigromaster.blogspot.com Не помню, где именно, можно найти. распечатывала и играли с Темой, он в последнее время пособия не жалует, но эти прошел все. Ещё мандалы есть, тоже как графические диктанты. Но они посложней, часть сделали и надоело.
ОтветитьУдалитьОля, спасибо за рекомендации!
УдалитьKumon хорошие пособия, мы тоже занимаемся по ним. А вот насчет пункта 7. про математику (особенно про решение задач!) - этому УЧАТ в первом классе, при этом постепенно, начинают с цифр с 1 до 5, потом дальше. Ребенку дошкольнику поступающему в первый класс это уметь не нужно! Так же как и уметь читать, это тоже необязательно. (Но сейчас, как правило, дети начинают читать до школы, на подготовительных к школе занятиях, на занятиях дома с родителями. А вот решать примеры и задачи, этому обучать дошкольника не надо.). Еще критерием для поступления в первый класс может служить филиппинский тест - это когда ребенок должен без труда достать рукой через голову противоположное ухо, при этом стоя абсолютно прямо, не наклоняя ни на сантиметр голову. Этот тест определяет готовность скелета и мозга (да-да, это очень связано) для школьный занятий. Об этом говорили из министерства образования даже...
ОтветитьУдалитьЗа филиппинский тест спасибо - очень любопытно. Про пункт 7. Да, конечно, всему этому учат. Но этому же учат и в садиках. По программам. Потому что это является обязательными знаниями. Именно поэтому я ориентируюсь на эти знания и дома, т.к. мы не ходим в садик. Хотя сын у меня всё это усвоил уже сам в разных играх).
УдалитьДля меня тоже всегда являлось загадкой, зачем учить в садике тому, чему потом в школе будут учить. Постепенно пришла к выводу, что просто потом первокласснику будет гораздо легче. На него итак сваливается много разного - адаптация к новому месту, людям, правилам и т.д. И в это же время нужно усваивать знания. Поэтому лучше, если ребенок будет уже хоть немного это всё знать. Ему тогда легче дадутся все знания и выполнения заданий.
Женя, спасибо за структурированную информацию. Согласна по поводу фантазии и творчества, они играют огромную роль.
ОтветитьУдалитьВот, Анна, еще бы учителя и чиновники от образования этому пункту уделяли больше внимания(
УдалитьЖеня, спасибо! Я уже тоже задумывалась над требованиями к подготовке к школе, хотя сыну еще 4-х нет) Сохраню себе на будущее.
ОтветитьУдалитьЕлена, очень рада, что вам пригодится. Я думаю, что полезно просто иногда сравнивать и понимать, чему уделить внимание с ребенком.
УдалитьИнтересно, может и нам тетради надо? .. а может и нет ))
ОтветитьУдалитьНу тут 50 на 50))))
Удалить