23 октября 2013 г.

Игры воображения

Воображению в педагогике отводится довольно значительное место. Об этом пишут целые трактаты и исследования, сочиняют целые программы по его развитию, выпускают книги с различными заданиями. И это понятно - воображение помогает во всех сферах жизни и деятельности. Именно оно помогает людям не стоять на месте, двигаться вперед, искать новые и неизведанные пути в любом деле.
Поэтому я всегда хотела, чтобы у моего ребенка было развитое воображение. Но как-то специально его развивать собиралась лет после трех, наверное. (ну там разные упражнения, которые сама обожаю, игры...). Но уже лет с двух вдруг с удивлением стала замечать, что с этой-то областью, оказывается, у сына все в полном порядке!  Да еще иногда и лучше, чем я могла себе представить! О своих наблюдениях вам сегодня и расскажу.




Например, одно время Димка увлекся играми в повара и готовку. Резал деревянные овощи, "варил" кашу из крупы, делал салаты (наверняка все дети через это проходят)). Тут я вспомнила, что где-то в шкафу у меня стоит старая печка. Димка с радостью принялся ее осваивать. И вот тут он показал весь класс кулинарии)) Он накладывал на противни ряды "воображаемых" булочек, ставил их в печь, крутил разные ручки регулировки, выжидал время, доставал противни прихватками и аккуратно "выкладывал" на "тарелки". "Можно есть" - изрекал сын и принимался за вторую порцию. И при этом следил, чтобы я не хватала "булочки" сразу - они "гояие" (горячие). Т.е. все свои действия он воспроизводил просто с... воздухом, но при этом не ошибался, все делал последовательно (хотя я не скажу, что я часто что-то пеку).
Потом Дима решил приготовить... старые чеки (которые нашлись у меня в кошельке). Его не смущала их несъедобность. Это тоже были печенюшки)). Потом пришел еще и черед монет (а вы когда-нибудь готовили деньги?))).


Замещение настоящих предметов разным подручным материалом - это классика. Но почему-то я думала, что это происходит в более старшем возрасте (3-4 года). А уж просто предметами из воздуха! Однажды Дима разобрал пирамидку, достал палку. Принес нерабочий шнур (у нас есть несколько для игр), засунул один конец в нашу коробку со свинкой и стал скрести палкой по полу. Надо отметить, что все приготовления проходили молча и сосредоточенно. А я только наблюдала - что же это будет. И вот сын скребет палкой по полу и на мой вопрос, что он делает (вот недогадливая))), ответил, что пылесосит. Коробка с белкой послужила оказывается... розеткой.


На следующем фото Дима решил поубирать снег... летом. Для этого попросил у меня зимнюю шапку и лопату. Ладно хоть валенки не надел)) Скреб лопатой он очень убедительно и правдоподобно, будто сугробы расчищал огромные. Потом насыпали бумажек, что и "настоящий" снег поубирал)).


Выше я уже написала, что не всегда сразу угадываю, что придумал делать или во что играть сына на этот раз. Один из таких примеров - манипуляция с ручкой дивана. Димка проталкивал в отверстие листы газеты и вытаскивал их с другой стороны. Я смотрела, смотрела, потом спросила, что же он делает. Оказалось... шьет на швейной машинке.


Машинка у нас есть у бабушки и Дима часто наблюдал за ее работой. А дома-то машинки нету. Вот Димка и нашел ей альтернативу)). А уж что шить - ткань, газету или кота - сыну тогда было все равно. И я в очередной раз поразилась наблюдательности и фантазии сына.

Ну а больше всего фантазий у нас связано с играми в машины. Из чего только Димка их не делает! Из перевернутой табуретки. Причем обязательно надевает на ножку трубку от бумажных полотенец - это ручка коробки передач. Слева лежащая трубка означает дверь, которую обязательно нужно открыть (откатить), чтобы войти или выйти из авто. Сзади располагается стульчик для пассажиров (или я, или папа, или игрушки). Одна из трубок  служит педалями. Машина двигается посредством дерганья за ножки табурета. (пришлось для наглядности и фото самой воспроизвести Димкину фантазию. Но не смогла найти трубку от бумажных полотенец, которую на ножу надеть надо))).


Автомобиль из коробки, наверное, классика жанра))


А вот автомобиль из... бутылки от воды встретишь нечасто. Придумал эту конструкцию опять самостоятельно (вот все-таки берет меня гордость за сына))). Как-то прикатил опустевшую бутыль, перевернул ее и сказал - "Это руль". Подумал, нашел свою каталку, поставил рядом - "Это коробка передач". Вот, в принципе, и все)) Крутит руль с бешеной скоростью, дергает за рукоятку и спрашивает, куда нас подвезти))


На этом фото изображена придуманная простейшая автозаправка (она же заправка для паровозов))). К конусу от конструктора привязана лента. с другой стороны привязано колечко. Колечко кладется в машинку - она заправляется. Нехитро))


Вобщем, таких примеров у нас хоть отбавляй. И по мере взросления Димы они только прибавляются. Кстати, вспомнила еще один показательный пример игр воображения. Играем в магазин. Воображаемый. (Играли на ходу и спонтанно, а так мы пользуемся в играх и предметами, и деньгами, и калькулятором вместо кассы и т.д.) Я, как продавец, спрашиваю, что угодно. Дима: "Воды, хлеба и печений". Я подаю "с полок" воображаемый хлеб, воду и печенье. Дима хлопает меня по ладошке пару раз (дает деньги) и пошел. Через пару секунд возмущенно возвращается: "Вы дали мне маленькую бутылку воды, а я просил большую!". Пришлось "обменивать" бутылки, чтобы жалобную книгу не попросили))).

Игры и упражнения на воображение мы все равно когда-нибудь будем делать - это просто интересно и увлекательно. И надеюсь, уже взрослый Дима найдет своему воображению достойное применение)).

Диминый воображалки отправлю к Лизе в Креатив (если формат подходит)).

27 комментариев:

  1. Какой наблюдательный человек растёт, какой исследователь! И ведь сам находит, что из чего. Думаю, такое приятно поддерживать - идёт через форму к сути. Ого.

    ОтветитьУдалить
  2. Да, Дима очень внимательный. Так все подметить, придумать и играть.....У меня такая Ксюша была, у мальчишек не замечала подобного.

    ОтветитьУдалить
  3. Отличные игры придумывает сынок. Они все в этом возрасте замечательно все придумывают!
    Поля тоже любительница устраивать автобус из стульев (вместо колес обязательно тапочки на ножках!), делать еду из всего, чего угодно, "утюжить" небольшими машинками.... :)
    Нам есть чему у них поучиться!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Поучиться точно есть чему!!! А вот насчет всех - не знаю. Я, например, своих племянников вспоминаю - так сильно у них не было развито воображение.
      Тапочки на ножках -))))) умница!

      Удалить
  4. Да фантазия, воображение у Димки есть! И главное, что как раз этому не научишь (наверное), ребенок должен сам к этому идти и стремиться. Молодец!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Научить можно со временем, развивать, поддерживать. Но действительно, без стремления со стороны ребенка - мало чего можно добиться))

      Удалить
    2. Женя, извиняюсь, что не по теме. У вас что в семье пополнение?Случайно на блоги мам в комментариях от Марии узнала????

      Удалить
    3. Маша меня опередила)) Я как раз пост на днях написать хотела)) Буквально сегодня-завтра ;-)

      Удалить
    4. А я уже переживала, что пропустила такое событие, честно. У меня, как говорят, детский бум, у подруг:))) Я очень рада за тебя, за твою семью. Это, как же повезло теперь у тебя и сыночек, и дочка. Я, думаю, счастья сейчас у вас много, поэтому желаю крепкого здоровья всем: от мала, да велика:)

      Удалить
    5. В этом году, как оказалось, вообще детский бум))) Пост я уже написала. Спасибо за поздравления!

      Удалить
    6. В этом году, как оказалось, вообще детский бум))) Спасибо за поздравления!

      Удалить
  5. Я вот тоже думала, что воздух - материал для 3-4 лет, оказалось что как раз раньше Катя всё делала чётко, этапами, точными движениями с воздухом, а сейчас с воздухом не играет вообще ((( Сейчас все заменялки, но заменялки отпадные ))

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Да, кстати, сейчас с воздухом меньше игр. Но заменялки тоже обалденные)) Иногда в шоке от выдумок и рассуждений сижу. Откуда что берется?)))

      Удалить
  6. Женечка, вы молодцы! Воображение способствует творческому видению и развитию театрального искусства!
    Детская фантазия безгранична! Димочка растет наблюдательным, внимательным и творческим человеком - весь в маму)))

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Спасибо, Наташенька! Хочется надеятся, что от меня перепало что-то)) А то все себя папиным сыном зовет)))

      Удалить
  7. Такие веселые игры:))))
    Нам с сыном заправка особенно понравилась

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Лена, спасибо!) Сейчас у нас уже другая заправка))) Постоянно совершенствуется))

      Удалить
  8. Жень, так интересно на Диму посмотреть и почитать. Так замечательно за нашими детками смотреть. Как они расту и развиваются. Такое маленькое чудо. У тебя не обыкновенный и чудесный мальчик!!! Привет ему от нас с Томушенком!!! Спасибо огромное за участие в моем Креативе!!!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Лизонька, спасибо большое! И вам ответный большой привет!!!

      Удалить
  9. Здорово, когда у малыша развита фантазия. По мере взросления эту милую воображательную жилку у детей затирают в садах, школах, во взрослых коллективах, а когда человек вырастет оформится и закостенеет))) то ему говорят "где же ваша фантазия, вы ничего не можете придумать!",
    Нужно не просто поддерживать такую ценность как фантазия, но еще и не давать ей угаснуть!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Юлия, это точно! У нас в крайности кидаются - то хотят, чтобы было развито воображение, то сами шаблонное мышление везде поддерживают и продвигают(( Поэтому будем хотя бы дома "бороться".

      Удалить
  10. Какой умничка! И ведь правда, билеты похожи на квадратные печенья, а монетки - на круглые! Вот это фантазия!
    Жень, ты молодец - вот что значит при воспитании и в творчестве не навязывать ребенку устоявшиеся символы и стереотипы!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Ой, Юля, это вообще сложно не навязывать ребенку стереотипы и шаблоны. Столько терпения и выдержки надо)) Чтобы не ляпнуть что-то вроде - Так не бывает)) Постепенно даже муж мой приучился не говорить такого, а просто внимательно слушать ребенка и только что-то уточнять по ходу.

      Удалить
  11. Женя, как здорово, что ты все это фотографируешь за сыном, записываешь. такая память потом будет. А то ведь все со временем забывается. А жаль(
    И, кстати, лично я считаю, что детям развивать воображение не надо - они сами у кого хочешь воображение разовьют! Главное, не подавить в них эту способность.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Да, Тань, стараюсь фиксировать. Но не всё успеваю. Зато сейчас перечитывая первые записи вижу ,что многое уже забыла. Поэтому радуюсь, что записала))
      Согласна. Главное не подавлять! Но как раз это почему-то взрослым зачастую дается сложнее всего(

      Удалить

Примечание. Отправлять комментарии могут только участники этого блога.