20 января 2012 г.

Веселые лапки, или О творчестве самых маленьких

А у меня очередной гость. Встречайте - замечательная творческая мама Ирина (блог "Дневник мамочки"). Именно ей я передам эстафтную палочку в Марафоне Дружественных блогов, проходящем в коллективном блоге "Друзья БабочкиЯночки". Но это будет завтра, а сегодня Ирина написала для моего блога прекрасную и очень полезную гостевую статью о творчестве с маленькими детьми. 

Веселые лапки, или О творчестве самых маленьких

Маленькие ладошки так и стремятся познать мир через фактуру, плотность, температуру, цвет, и даже берут себе в помощь своего верного помощника и приятеля — язык, чтобы определить неизвестный предмет еще и на вкус. А мы можем помочь маленьким исследователям увидеть, что из всего, что нас окружает, можно создать нечто новое: фигурку, картину, или, хотя бы, интригующий отпечаток своей собственной лапки. О том, что может понадобиться в этом длительном творческом путешествии, я бы и хотела рассказать. 

Мама Ирина с маленьким художником - Мариашкой

 1. Готовим рабочее пространство
Первое, что нужно помнить во время творческих подвигов, это то, что грязный ребенок — счастливый ребенок! Поэтому очень рекомендую завести для творческих целей рабочую одежду для всей семьи, а если в доме есть собаки и коты, то и для них, потому что есть еще другая аксиома, которая познается только на практике: чем грязнее ребенок, тем больше у него желания обежать округу и потрогать все, что он не трогал до этого. Если же творческий процесс начался без предупреждения, то очень советую расслабиться и не думать о том, во что сейчас участники процесса одеты. Ни одна грязная футболка не стоит искреннего счастья наших детей. Если одежда и ребенок изрядно посыпаны мукой и политы сверху краской, это не конец света, это начало большого творческого пути!
Для творческих занятий стоит выделить определенное место, в котором любые материалы были бы всегда доступны для ребенка, чтобы он в любой момент, как только появляется творческий порыв, мог направить его в нужное русло. Хорошо бы, конечно, купить мольберт. Но если такой возможности нет, это тоже не беда. Можно организовать творческий уголок с помощью декоративного картона размера А1, прикрепленного к стене на канцелярские кнопки. На такую рабочую поверхность мы крепили с помощью кнопок чистую белую или цветную бумагу, и при этом совершенно не боялись запачкать стены и мебель.

2. Рисунок красками и восковыми мелками
А это уже мой художник - Димка
Пока ребенок еще находится в возрасте, когда он жаждет перепачкаться, самое время предложить ему пальчиковые краски. Можно начать с большого открытия рисования пальцами и ладошками. Не будет лишним и предложить кисти разной толщины, которыми можно рисовать не только на бумаге, но и на самих ладошках и даже ступнях. Кстати, кроме бумаги, отличнейшим художественным материалом выступает сама мама. Кто сказал, что рисовать можно только на бумаге? Зато как весело рисовать на маме! Только перед этим очень советую проконтролировать, что краски легко отмываются, иначе не все поймут, почему у мамы два дня подряд зеленое лицо.
Что рисовать красками? На этот вопрос может ответить только ребенок. Рисуя вместе с ребенком, очень важно помнить, что дети видят мир чуточку иначе, чем взрослые. И совсем не стоит волноваться, что ребенок выбирает только черный цвет. Это не признак депрессии, это признак познания мира. Черный цвет очень контрастный и насыщенный, поэтому дети часто его выбирают для своих рисунков.
Как можно помочь ребенку во время рисования красками? Во-первых, никто не отменял совместное творчество, и мама свободно может рисовать на соседнем листе что-то свое. А во-вторых, ребенку можно показать, как намазанные краской пальчики могут оставить на бумаге линии, волны, зигзаги, круги, спирали. В-третьих, показать, как смешать краски, и какие новые цвета можно получить.
Много разных идей могут прийти в голову в процессе рисования, если рисование доставляет обоим участникам удовольствие и жажду новых открытий.

3. Лепка
Глина и пластилин — наши приятели. С их помощью для начала можно научиться крутить «колбаски» и шарики. И даже просто мять кусок пластилина в руках. Ребенок, разминая пластилин в руках, не только тренирует ладошки и пальчики, он еще и познает его плотность, вязкость, и остальные неведомые нам свойства материала.
Из шариков можно собирать разные фигурки, или же просто придавливать их пальцем к другой ладони или к бумаге, наблюдая, что произойдет.
Когда из шарика на бумаге образуется блинчик, в нем можно ставить отпечатки всего, что найдется вокруг: разных форм макарон, фасолинок, карандашей, своих ладошек, яблока, абрикосовой косточки. Абсолютно всего!
Кроме того, очень полезно для детских ручек раскатывать пластилин с помощью валика. А потом на полученной простыне вырезать разные фигурки — или воспользоваться уже готовыми наборами для пластилина, или формами для печенья.
Из цельного куска глины или пластилина, можно поиграть в игру «найди зверя». Я полюбила эту игру после книги Лены Макаровой. Вытягивая по очереди из пластилина разные формы, можно вылепить новое животное и по дороге тренировать пальчики. Чтобы привлечь ребенка к игре, достаточно спросить у куска пластилина кто там живет, внимательно к нему прислушаться, и начинать искать, какая часть тела сейчас у него найдется. Гарантирую, равнодушных не останется, особенно, когда действительно, что-то да вырастет.
Когда на столе появится небольшой зоопарк невиданных зверей, отличная идея поиграть ими в сказку. Или использовать уже известную сказку, или придумывать по ходу свою, спрашивая ребенка о его мнении.

4. Рисунок без красок
Кроме красок и пластилина можно рисовать любыми подручными материалами. Самая плодородная для этого почва — кухня или песочница. Если кухонный стол посыпать, к примеру, мукой, то на нем можно рисовать пальцами целые картины. Или наоборот, набрать в жменьку муку, и посыпать ее на чистый стол — те же линии, волны, круги, квадраты. Этого будет достаточно, чтобы возбудить в ребенке неподдельный интерес к процессу.
Песочница — это, на мой взгляд, огромный мольберт. Пока дочка строит пасочки или катается на качелях, я не могу оторваться от рисования руками на теплом песке. Это завораживает. В песке можно рисовать пальцами, целыми ладонями, ступнями, формочками, палочками, грабельками, листиками. Список продолжается также долго, сколько предметов можно найти летом на детской площадке.
Более того, из камушков или желудей тоже можно выкладывать картины, дополняя их любым другим подручным природным материалом или простыми контурами.

5. Съедобные картины
Не зря излюбленный материал всех школ раннего развития — фасоль, горох и макароны разных форм. Их можно смешать в огромной коробке и хранить на кухне под рукой. Как только юный исследователь прибежит к маме помочь в ее нелегких кухонных заботах, чудо-коробка тут же приходит на помощь.
Что можно с этим всем богатством делать: сортировать по виду, по цвету и по размеру; перекладывать в другую тару; пересыпать из коробочки в коробочку; просто тарахтеть в коробочке; пересчитывать; высыпать на пол, разровнять и рисовать, проводя пальцами контур; выкладывать по одной фасолинке картину, раскрашивая горохом, чечевицей и макаронами.
Еще очень интересно намазывать клеем бумагу, посыпать ее разным съедобным материалом, потом остаток струсить и наслаждаться результатом. Или же поэкспериментировать, и попробовать приклеить на пластилин или краску. К слову говоря, на краске фасоль держится намного крепче, чем на клею.

6. Рисунок мелками
Лето — отличная пора для художества. Стоит взять с собой коробку цветных мелков, и любая прогулка превратится в настоящее приключение. Кроме того, что можно рисовать любимые персонажи, животных или обрисовывать свои ладошки, можно по дороге учить буквы, цифры. А еще мы с дочкой этим летом наслаждались процессом обрисовывания своих теней. Мой муж, правда, считает, что рисунки больше похожи на день открытых дверей в полиции, когда они на место преступления захватили цветные мелки, но нам с дочкой было очень весело — принимать разные позы и обрисовывать их друг другу.
Более того, мелками на асфальте можно рисовать разные линии, по которым ребенок может ходить. Я пользовалась этим в корыстных целях, когда дочка была на этапе застревания у каждого кустика, а нам нужно было двигаться в определенном направлении. Я рисовала волны, зигзаги, прерывистые линии, и дочка радостно по ним шагала. Точно также мелками создается настоящий лабиринт, по которому ходят и взрослые, и дети.
Ну, и про пятнашки я тоже напомню. Эх, сколько удовольствия прыгать на одной или на двух ножках по клеточкам!

7. Аппликации
Ко всему перечисленному добавлю еще один интересный материал.
Обычную жатую бумагу нескольких цветов разрезать или порвать на небольшие квадратики размером около 2-3 см в длину. Смять их, и вот, у нас уже разноцветные цветы. Приклеить их на зеленую цветную бумагу, и готова цветочная поляна.
Если жатую бумагу скрутить в тонкий жгутик, из нее можно приклеить любой контур: крылышки бабочки, панцирь улитки, стебельки цветочков.
Для целей аппликации хорошо подходят еще мелкие кусочки фольги и вырезки из журналов. Ну и пусть, что ребенок все это клеит друг на друга или вразброс заклеивает ими всю бумагу. Это его картина и его видение мира!

На самом деле комбинаций материалов и их видов необъятно много, стоит только немного оглянуться вокруг и посмотреть глазами ребенка, а не мамы.
Желаю вам интересного совместного творчества, радости от познания мира и новых креативных идей!

Ирина ("Дневник мамочки")

17 комментариев:

  1. Женечка, я очень рада, что тебе подошла статья! И еще больше рада, что она окажется полезна полезной для твоих читателей и мам творческих карапузов :)

    ОтветитьУдалить
  2. Спасибо, Ира. Очень хорошая статья. Нам летом было чуть больше года и мы уже так любили мелками рисовать. А вот с съедобными картинами еще не знакомы. Все хочу с манкой поиграть:)

    ОтветитьУдалить
  3. Пожалуйста, девочки! Пользуйтесь, на здоровье!
    Марина, я думаю, чтобы начинать играть с манкой, не нужно выделять специального времени. Как только окажетесь одновременно на кухне, можно сразу приступать ;) Подойдет любая каша, которая есть под рукой!
    Марианна мне всегда очень любила помогать по кухне. Даже вместе салатик можно порезать: мама режет, малыш высыпает в миску, размешивает.

    ОтветитьУдалить
  4. Основательная статья. Полная энциклопедия методов художественного творчества с детьми. Отлично!

    ОтветитьУдалить
  5. Какие весёлые снимки! Спасибо за приятные воспоминания! Кстати, с крупами дочка и сейчас не прочь поиграть. ;)

    ОтветитьУдалить
  6. Спасибо!
    Оль, ты знаешь, у каждого ребенка появляется что-то свое самое любимое, которое потом остается надолго. Марианна, например, песок любит пересыпать, а крупу уже нет. В детстве любила - хлебом не корми, дай крупу попересыпать :)
    Марианкин приятель (сейчас около 2 лет) как не любил с крупой играть, так и не хочет.

    ОтветитьУдалить
  7. Ира, мы по твоему примеру тоже уже играем с крупой на кухне. Правда убирать потом, переодевать (после манки), но 20 минут свободы маме обеспечено минимум :) Так здорово наблюдать, как щечки от удовольствия раздувает, пальчиками перекладывает - то в одну миску, то в другую, то на пол, то на стол. Так здорово это развивает пальчики! Нужно про рисование подумать, на столе у нас короткие занятия (стол маленький). На полу может быть, действительно, организовать, чтобы сам выбирал часть большого листа, к краскам сам подбирался. Спасибо за идеи! Как всегда ;-)

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Олечка, я рада, что вы так весело проводите время!
      Мы всегда на полу рисовали. На стол совсем недавно перебрались. И я очень скучаю за бумагой на стене. Переехали в съемную квартиру, а тут лишняя дыра на стене - большая проблема...
      Бумага на стене - это ребенок подходит и рисует чем угодно и когда угодно без лишний действий. А сейчас нужно - бумагу достань, карандаши достань, потом убери. Для мимолетного желания слишком много движений ...

      Удалить
  8. Ирина, какие же вы счастливые с Марианной на фото. Видно, что и в жизни тоже. Здоровья Вам и дальнейших творческих успехов!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Спасибо :)
      Это как раз и были краски, которые не отмываются и не отстирываются. Мои белые брюки до сих пор в зеленых пятнах, благо, лицо всего через три дня отмылось :)

      Удалить
  9. Да! творчество не имеет границ! Ира, Женя, спасибо за замечательную статью!
    Пока читала вспомнила, как мы на манке рисовали. Я когда ее попыталась убрать из подноса, так она начала прыгать. Вы не представляете, как это было инетерсно. Она, как кузнечики прыгала до потолка. Дашка в шоке была :)

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Да, Маш, это точно! Пока занимаешься чем-то с ребенком, всегда сам делаешь необыкновенные открытия :)

      Удалить
  10. Какие у вас красивые эмоциональные фото!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Спасибо :) Фотографии процесса работы - Жени и ее творческого сынишки ;) Он и правда бесподобен за работой ;)

      Удалить
  11. Про картины из круп и макаронных изделий я давно уже знаю, все эти штуки нам очень нравятся.

    А вот за рисование без красок отдельное спасибо! это выход! У нас, в детском саду, есть песочница. Но она накрыта и по назначению не используется, потому что малыши песок просто впитывают и тащат с собой в сад в диком количестве, отстирать их не возможно и сад вымыть тоже...
    А рисование в муке или в манке - это уже идея для занятий!!!
    Спасибо!!!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Ира, очень рада удивить новыми идеями! Будет здорово, если проблема с песочницей будет разрешена. Дети песок обожают :)
      Кстати, у нас в садике я заметила, что воспитатели веничками уличную обувь обметают в раздевалке.
      У нас тут и почва песчаная, поэтому с каждым выходом на улицу - не обязательно в саду - приносится куча песка. Так что я вас понимаю. Порой чувствую себя в пустыне - песок даже на зубах скрипит :)

      Удалить

Примечание. Отправлять комментарии могут только участники этого блога.